Описание

Для кого данная программа?

Нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, поражение позвоночно-двигательных сегментов) – настоящая чума XXI века. Это наиболее распространенные хронические заболевания в мире. Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет. В связи с этим, а также реформированием законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов вопросы системы образования и реабилитации лиц с патологией костно-мышечной приобретают особую актуальность. 

Данная программа рассчитана на педагогов, психологов, тьюторов, социальных работников и других специалистов, участвующих в организации и осуществлении образовательной деятельности, а также профессионально-трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цели программы:

Сформировать у слушателей представление об уровнях образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, раскрыть особенности проведения реабилитационных мероприятий с данной категорией, а также проанализировать требования к обеспечению доступности для инвалидов и лиц с НОДА объектов социальной инфраструктуры, услуг и общественного транспорта.

Что получит слушатель?

Пройдя данную программу, слушатели получат:

- квалификацию педагога по работе с лицами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и смогут работать в сферекоррекции нарушений развития, обучения и социальной адаптации лиц с НОДА;

- знания особенностей психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, причины возникновения нарушений и структуру дефекта;

- методы и средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста с НОДА;

- знания требований ФГОС НОО ОВЗ к образованию детей с НОДА, а также о допустимых вариантах начального общего образования;

- формы и методы физической реабилитации инвалидов и лиц с НОДА, методику адаптивной физической культуры при данном нарушении;

- методику работы по профконсультированию и профориентации лиц с НОДА;

- требования к организации профессионального образования лиц с НОДА;

- алгоритм оценки доступности объектов социальной инфраструктуры, услуг и общественного транспорта для инвалидов и лиц с НОДА.

Виды практик:
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
Научно-исследовательская работа;
Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы.
Практика является неотъемлимой частью образовательного процесса, содержательно связана с теоретическими курсами базовой и вариативной частей учебного плана; носит рассредоточенный характер.
Базы практик:
ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов», РБОО «Центр лечебной педагогики», Ресурсный центр поддержки слепоглухих «Ясенева Поляна» и др.



«Мы есть!»

Из опыта работы Уфимской школы-интерната № 13.

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата была открыта в 1980 году. Образовательная организация обучает, воспитывает, лечит и социально реабилитирует детей с детскими церебральными параличами, со сложной структурой дефекта со всей нашей республики с круглосуточным их пребыванием.


Психическое и речевое развития детей, социально-трудовая адаптация, коррекция и интеграция в общество наших воспитанников происходит при специально созданных условиях. Имеется спортивный зал, столовая, библиотека, сенсорная и игровая комнаты, физкультурно-спортивная площадка, теннисный корт, пришкольный участок.

Лечебно-реабилитационную работу осуществляет штат медицинских работников: врачи - педиатр, психиатр, ортопед, физиотерапевт, врач ЛФК, медицинские и физиотерапевтические сестры. Отделение снабжено залом ЛФК, современным медицинским оборудованием: физиотерапевтическим кабинетом; кабинетом массажа, парафинолечения, светолечения, водолечения, прививочным кабинетом; лечебной инфракрасной кабиной.

В учебно-воспитательном процессе используются инновационные образовательные технологии: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютерное оборудование; открыт доступ через сеть Интернет к образовательным порталам.

Выпускники школы-интерната продолжают дальнейшее образование в профессиональных училищах, колледжах, ВУЗах (УГУЭС, БИФК, УКСИВТ, Уфимский колледж ремесла и сервиса им. А. Давлетова, 64 и др.) Уфы и республики.

С 2009 года на базе школы-интерната функционирует Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому. В настоящее время в семи структурных подразделениях (18 городах и 49 районах республики) обучаются 554 ребенка-инвалида и работают более 800 учителей.

В настоящее время особенно актуален вопрос развития внешней образовательной среды, художественно-эстетического образования, инклюзивной и информационной культуры для детей с инвалидностью, имеющих ограниченные физические возможности здоровья. Наиболее удачно это происходит через сотрудничество с Комитетом РБ по делам ЮНЕСКО, участие в акциях, проектах и программах движения ЮНЕСКО. Направлениями деятельности в рамках проекта движения ЮНЕСКО в школе-интернате являются: изучение и сохранение наследия Башкортостана, России и всемирных памятников культуры и архитектуры. Осуществляются культурно-познавательные и оздоровительные поездки в Санкт-Петербург, Крым, Москву; сотрудничество с художниками, народными артистами, поэтами РБ (В. Ханнановым, Ф. Валиахметовым, Р. Вадутовым, Д. Булгаковой и Р. Бик).

Воспитание толерантности. Детский коллектив школы-интерната многонационален. Воспитанники знают, что, живя рядом с людьми других национальностей, нужно терпимо относиться к их традициям и особенностям. Охрана и укрепление здоровья, формирование безопасного и здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий, осуществление психолого-педагогического сопровождения воспитанников, обеспечение обучающихся сбалансированным питанием, медицинским обслуживанием, работа секций и кружков; участие в конкурсах, соревнованиях способствует стремлениям детей «быть равными и достойными среди равных». Сохранение природного и нематериального культурного наследия. Пропаганда разумного отношения к природным и культурным богатствам, знакомство с устным народным творчеством, участие в практической и научно-исследовательской деятельностях, посещение музеев, выставок, концертов является составляющей в работе коллектива.

Гражданско-патриотическое воспитание. Более 20 лет школа-интернат сотрудничает с Уфимским юридическим институтом МВД РФ. Сотрудники и курсанты проводят патриотические и правовые занятия с обучающимися. Через участие, выступления с докладами и презентациями, публикации и печатные работы происходит распространение положительного опыта ра-боты с ЮНЕСКО: в форуме «Инклюзия как шанс», проводимого в рамках реализации международного проекта ЮНЕСКО «Инклюзивное образование – образование для всех»; вIII Международной НПК «Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы»; в Межрегиональной НПК «Иппотерапия и конный спорт для инвалидов: проблемы и перспективы»; в Международной НПК «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», авторская секция «Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с особыми образова-тельными потребностями».

Мы - активные участники мероприятий среди учащихся АШ ЮНЕСКО: республиканских конкурсов юных сказителей и исполнителей башкирского народного эпоса «Урал-батыр»,республиканских фестивалей родных языков им. Дж. Киекбаева, Открытых фестивалей «Уфа в ритме джа-за»,республиканского фестиваля культур «Наследие» им. Г. Альмухаметова, Всероссийских Деловых игр«Модель ЮНЕСКО».

За деятельность в юнесковском движении школа-интернат награждена бла-годарственными письмами и дипломами Комитета Республики Башкорто-стан по делам ЮНЕСКО и других общественных организаций.

Участие в проекте мы отражаем на школьном сайте: www.школа-интернат13.рф.

Между первым полетом братьев Райт и полетом на Луну минуло только 66 лет! В 1903 году братья Райт впервые поднялись в воздух на прообразе самолета. А в 1969 году человек побывал на Луне!